Web-проект Ляхова Владимира Николаевича  к.т.н., инж.-физик, эксперт: Бани, Человек и Тепло
Москва, т.495 305 71 87  м.8 926 532 7174...Skype-PilotTandem...info@VeloTandem.ru(5мб)...PostMaster@GORNILO.ru(50мб)

Глав.МЕНЮ:
www.BanOstrov.ru
Банный остров
Карта - сайтаСсылки
Глав.МЕНЮ:
Контакты Телефон
      Где я? > ГЛАВНАЯ > 02. СубКультура бани > СубКультура-2 - мы здесь!
подМЕНЮ Стрелка


• СубКультура •

2. СубКультура бани

Современное общество, базирующееся на разделении труда и социальной стратификации, представляет собой систему многообразных групп и субкультур, находящихся в весьма различном отношении друг к другу (например, молодежная субкультура, различные профессиональные субкультуры и др.). Каждый человек принадлежит к какой-то субкультуре, хотя субкультуры большинства людей не имеют ни самоназвания, ни системы символов, обозначающих их границы. Самоидентификация и символика проявляются лишь вместе с необходимостью быстро и эффективно отличить своих от чужих (как на войне или в драках фанатов) Субкультура (из Википедии). — система норм и ценностей, отличающая группу от большинства общества. Субкультура (подкультура) — понятие, характеризующее культуру группы или класса, которая отличается от господствующей культуры или же является враждебной этой культуре (контркультура)

  .
    Раньше культура не делилась на так ярко выраженные «взрослую» и «молодежную» - независимо от возраста все пели одни и те же песни, слушали одну и ту же музыку, танцевали одни и те же танцы и т. п.. Сегодня у «отцов» и «детей» появились серьезные отличия и в ценностных ориентациях, и в моде, и в способах коммуникации, и даже вВелотриал образе жизни в целом. Это панки, стиляги, диггеры, растаманы, велосипедисты, футбольные фаны, ниссановоды, пользователи компьютеров, социальных интернет-сетей, геймеры и т.д.

  Велосипед. Сделаю небольшое отступление для сравнения. Для меня велосипед (да и для многих других) - это транспорт. Сел, доехал до магазина за покупкой или до озера - искупаться. Я и в школу ездил на велосипеде, мне разрешали оставлять его под лестницей. (И не могу вспомнить, как я решал проблему того, что я, наверное, потел в дороге и шёл на урок - всё же 6 км в один конец). Но я и представить себе не мог, что через 40 лет велосипед будут использовать не для езды, а чтобы прыгать на месте (рис. 11.11 - Велотриал). Например, можно встретить такие инструкции: «С помощью пробивки выполняются дропы, гепы, прыжки в высоту, испанка — прыжок, заключающийся в прокидывании велосипеда вперед, при этом тело райдера почти не смещается. После приобретения прочного навыка в прыжках на велосипеде через препятствие можно переходить к обучению прыжкам в сторону, так как велосипедист должен уметь перескочить через рельс... Этот вид спорта называется велотриалом, заключается в преодолении препятствий на велосипеде и не только».
Ещё появились танцы на велосипеде (флэтленд) Flatland (англ. flat - плоская, land – поверхность. и т.д.


Да, время течёт, нравы меняются, возникают новые виды спорта, искусства. Импрессионизм, кубизм, примитивизм, банное искусство, ламбастинг. Артист пара и веника – а что, звучит неплохо! Эх, отстаю от жизни...
Правильно говорил президент Медведев на Селигере, что надо поменять всех чиновников и преподавателей на молодых.

  Голодные, сытые и гурманы. «Ясно, что любитель бани потеет и парится вовсе не для того, чтобы только и просто потеть и париться. Иначе он бы потел с удовольствием днём и ночью безостановочно в тёплой душной одежде. Нет, любитель бани, ждёт от жара и от пота совсем иного и много большего: либо высокого качества мытья, либо развлечения, либо отдыха и восстановления сил, либо лечебного эффекта. При этом сам пот является просто следствием перегрева тела.

Для наглядности проведем методическую параллель с другой бытовой процедурой - приемом пищи. Ясно, что человек принимает пищу вовсе не для того, чтобы обозначить акт приёма пищи. Чтобы утолить голод (то есть для удовлетворения первой жизненной необходимости) служат простейшие кухни в квартирах (стол, плита, холодильник, мойка) и объекты быстрого питания на улицах (лотки, бистро, закусочные, пирожковые и т. п.). Кулинарные изыски и богатая сервировка при этом не очень важны. Можно насытиться и бутербродом. А напиться простой родниковой водой, наклонившись к источнику и зачерпнув воды ладонью.
Для гурманов (любителей), для которых вкусная еда - верх удовольствия, уже потребуется специально оборудованная кухня и объекты общественного питания повышенного уровня (пиццерии, рестораны и т.д.). Для отдыха и развлечений во время еды в квартирах оборудуются специальные помещения с камином, телевизором, а в общественной сфере кафе, кабаре, рестораны с музыкой, представлениями и т. п.
Для представительских целей используют специальные банкетные залы, клубы, резиденции и т. п.
Мы каждый день используем индивидуальные объекты быта (кухня в квартире, телевизор, ванна и т. п.) и сочетаем их с общественными объектами быта (кафе, кинотеатры, бани и т. п.), которые используем эпизодически. Это является важнейшей особенностью современного городского образа жизни.
При этом общественные объекты всё больше приобретают черты развлекательности. Ясно, что поесть, отдохнуть и пообщаться в принципе можно в любом объекте общепита, даже в заводской столовой. Но подлинный успех объекта может быть достигнут лишь при должном оформлении его с учетом назначения. Причём во всех краях во все времена самые обычные человеческие потребности, объединяя людей, зачастую выступали как нечто большее, чем просто удовлетворение физиологической необходимости.
 
Разговор в  идеальной бане о ней. Как ресторан с музыкой,
танцами и представлениями уже не только и не столько еда, так и развлекательная баня не только и не столько мытьё. Они становятся средствами общения и развлечения. Причём у русских порой вся прелесть ресторанов и бань неразрывно связана с традиционными особенностями застолья как главными элементами развлекательности, ещё раз подтверждающими широко известный тезис о том, что «веселие на Руси есть питие». А так как «веселие» на Руси, как и бани, приходились на конец рабочей недели, то неразрывная связь бани с «веселием» стала традиционной и прочно укоренилась многовековой практикой в умах отдельных людей. Так, советское гонение на личные бани было во многом обусловлено молчаливым признанием того, что горячительные напитки в бане порой важнее самой бани, даже мытной. Ну, а что касается досуговых бань, то они на то и досуговые, что в них не исключаются элементы «веселия», которые также являются потребностями человека. Вместе с тем ясно, что баня и застолье - совершенно разные по технической и физиологической сущности процедуры, но в части назначения (развлечения) дополняют друг друга настолько, что срастаются в умах людей в единое целое» [Хошев]. Общение в бане – важнейший элемент субкультуры любителей бани (рис. 11.12 - Разговор в Идеальной бане о ней)

3. Элементы банного мастерства

 Обсуждая русскую паровую баню нельзя обойти вниманием вопрос о «банном мастерстве», о котором так любят рассуждать знатоки бань в самой общей форме, но который так старательно избегают обсуждать в деталях (в основном по банальной причине отсутствия технических знаний о сути банного процесса). А поскольку все любители бань считают себя ещё и знатоками бань, то вопрос о банном мастерстве всегда был традиционно наполнен мистическими спекуляциями.
    Конечно же, для того, чтобы пользоваться баней, никакого особенного банного мастерства не надо. Необходимы лишь некие методические навыки, приобретаемые житейскими способами. Но в русских банях (в отличие от хаммамов) к банному мастерству относят не столько вопросы мытья, сколько вопросы парения. Ясно, что в неудачно построенной бане попариться (в смысле прогреться) можно только действительно обладая некими знаниями, интуицией и опытом.
Под банным мастерством в народе понимают три уровня знаний и навыков:
 1) Владение приёмами работы с веником (в том числе в части заготовки и хранения), методами приготовления ароматических отваров и настоев, уменье эффективно и безопасно париться и охлаждаться (в том числе и экстремально). Знание «протокольных» традиций и т. п., то есть обладание традиционными навыками парения и мытья в бане, причём желательно так, чтобы банную процедуру превращать в «праздник души и тела».  
  2)
Уменье истопить печь и прогреть баню, поддать пару так и столько, чтобы обеспечить требуемый уровень нагрева тела, то есть обладание навыками приготовить баню, причём желательно так, чтобы можно было бы париться, в том числе и с веником.
   3) Уменье построить баню, причём под этим имеются в виду не строительные навыки (ровно пилить, чисто строгать, красиво прибивать и т. п.), а «чутьё» (знание) сделать (сконструировать) сооружение так, чтобы специального банного мастерства требовалось бы как можно меньше.
  Если по первому вопросу (парение и веники) в литературе имеется множество рекомендаций самого разнообразного толка (в том числе и догматических), то вопросы эксплуатации и особенно постройки бань требуют технически грамотного, а порой даже научно обоснованного подхода, вследствие чего освещены в литературе очень скудно по сути.
    
    Чаще всего процесс постройки бани сводится к строительству обычной жилой «коробки» (бревенчатой избы или утеплённого дощатого сарая), без разъяснения, чем же должна отличаться конструкция, дизайн и архитектура той или иной бани (пол, потолок, стены, окна, фундамент и т. п.) от других бань или, скажем, от жилого или хозяйственногоКонстантин топит очаг по-чёрному строения. При таком подходе авторы зачастую не могут разглядеть разницу между баней по-чёрному или баней по-белому, а также отличить их от современной сухой сауной. Более или менее понятно, что используются различные печи. Однако больше обращают внимания на более современный облик СВ сауны, на её б0льшую ухоженность, на расположение вблизи красивого водоёма, то есть в чисто внешних, не затрагивающих глубинную техническую суть особенностях. Это влечёт за собой путаницу в рекомендациях по эксплуатации. Действительно, так часто обсуждаемые для всех типов бань вопросы, например, выбора дров (берёзовых, осиновых, липовых, сосновых) особенно важны преимущественно для чёрных бань, чтобы был приятный запах и меньше копоти. А вопросы вентиляции часто вообще не рассматривают, или путают особенности вентиляции для различных бань и саун.

   Бани по-чёрному.
Мастерство приготовления их связано с навыками поддерживать огонь в задымленном помещении, уменьем избежать задымлённости по всему объёму путём организации выхода дымовых газов слоем, располагающимся вдоль потолка (рис. 11.13 - Константин топит очаг по-чёрному). Надо знать нужную меру нагрева камней очага (каменки), уметь сократить закопченость стен и придать приятный запах дыма за счёт подбора типа дров (например, от сосны дым горчит). Уметь удалить угли или выжечь их при закрытых дверях так, чтобы за это время всё прогрелось лучистым теплом до максимально возможной температуры. Удалить излишнюю копоть с полков, стен и потолка. Увлажнить (ошпарить) стены и дать настояться бане. Надо иметь сноровку бросать раскалённые камни (лопатой, щипцами, совками, досками) в посуду с холодной водой для её нагрева (в бочку или чан) и т. п
Все эти элементы банного мастерства абсолютно не нужны в белой паровой бане, точно также как умение поддавать пар совершенно не нужно в СВ сауне. Так что «банное мастерство» для различных типов бань различно, как по сути, так и по внешним признакам.

   Бани по-белому с кирпичной печью - это долгий и слабый нагрев высокотеплоёмкого помещения, выступающий как недостаток, исправляемый наличием крупной высокотеплоёмкой каменки. Поэтому всё вышеизложенное относится лишь к высокотеплоёмким помещениям с источником нагрева воздуха с низкой мощностью теплоотдачи. При этом источник нагрева воздуха может быть любым – кирпичной печью, металлическим, электрическим, инфракрасным и т. п. Именно в такое помещение выпускается пар из каменки.
  Банное мастерство постройки паровых бань по-белому должно исходить из осознания того, что после выхода пара из каменки (или иного другого парогенератора), климатическая обстановка в бане будет определяться уже вовсе не каменкой, а конструкцией и аэродинамикой самого помещения (включая печь, окна, двери и т. п.). Поскольку в быту мало кто продумывает конструкцию помещения под конкретный вид парения, то чаще случается так, что человек попросту приспосабливается под конкретное помещение и под конкретную печь каменку, придумывая тот или иной вид (приём) парения. Причём, под парением раньше понимали способ нагрева помещения (или тела человека), а сейчас всё чаще понимают, как физиотерапевтическую процедуру. Поэтому чтобы не запутаться в дебрях мелочных доводов, надо в каждом конкретном воплощении бани вычленить основные особенности конструкции.
   Судя по всему, разговоры о сути «банного мастерства» велись в народе тысячелетиями. Основная причина очевидна: бани несопоставимо сложнее для понимания (и не только с точки зрения климатологии), чем ванны и души, но зато и обеспечивают несравненно более широкие возможности. Кроме того, практически все русские бани были испокон веков мытными (бытовыми), и вопросы парения в них были далеко не главными. То есть вопросы пара обсуждать то обсуждались, порой горячо и бескомпромиссно, но если достойного пара не получалось, то всё равно мылись и наслаждались баней. Да и уровень технической грамотности населения в период царствования бань в прошлом в России был крайне низок. Но сейчас, когда баню (как идею и процедуру) закладывают в сердцевину массовых ультрасовременных развлекательных, общеоздоровительных и лечебных мероприятий, без конкретных знаний сути технического процесса обойтись невозможно.
   Впрочем, очень многие наши архитекторы, дизайнеры и строители бань совершенно искренне считают, что мастерство строительства бани в наш век может заключаться лишь в создании достойного декоративного облика русской бани, умении воплотить вековые традиции в неповторимом художественном образе и качественной отделке. Ну что ж, может быть, они и правы, если речь идёт о декоративных банях, украшающих интерьер или экстерьер богатой усадьбы. Но декоративная баня из глянцевого журнала может превратиться в представительскую (действующую) баню лишь с максимальным использованием технической мудрости лучших образцов любительских бань.     Представительская баня должна поражать не только внешним видом, но и запомниться яркими неповторимыми ощущениями исконно русского парения и духа.
    Чем менее технически совершенна баня, тем большее «банное мастерство» требуется проявить любителю бани при её подготовке и использованию во время мытья и парения. И опытный мастер сможет «выжать» даже из плохой бани гораздо больше, чем неопытный пользователь или новичок.
   Парение с использованием веника. Ясно, что баня с температурой пола 20°С и температурой полки 40°С не может быть жаркой. Поэтому в народе с незапамятных времён широко используется приём повышения тепловых нагрузок на тело – так называемое «парение веником». Суть его заключается в том, что мощными поддачами создают около горячего потолка «паровую зону», состоящую из горячего влажного воздуха.
  Не вникая в тонкости народных привычек и навыков, рассмотрим сущность основных приёмов парения в русских паровых банях. Все эти приёмы подразумевают использование веника из веток (побегов) берёзы, дуба, крапивы и многих других растений по вкусу любителя бани. Конечно же, любая классификация способов парения весьма условна и никогда не соблюдается строго в народном быту, но необходима для выявления технической сути процессов.
1) Нагнетание пара к телу почти без касания его для того,
   чтобы прогреться и даже приобжечь кожу (поперчить ?).
2) Припарки (с прижимом) – прогреться и приобжечь.
3) Хлестание и удары веником по телу – массаж, нагрев, чистка кожи.
4) Растирание и расчёс для массажа и очистки кожи.


  Прогреться нагнетанием пара
. Веником как опахалом «зачёрпывает» горячий воздух с паром, располагаемый у самого потолка, и направляет его туда, куда нужно, например, на спину человека. Иными словами, человек, не имея возможности расположиться в самом тёплом месте бани (у потолка), перемещает веником (ветром) этот горячий пар на своё тело. Прогревшись таким образом, человек уже может мыться с комфортом даже в прохладном месте (на нижней полке) и прохладной водой, то есть используя необходимый и неизбежный этап охлаждения разгорячённого тела после прогрева с пользой.

   Поперчить.
В любительских банях, которые, во всяком случае, протапливаются очень тепло без строгой экономии дров и времени для будущего неспешного удовольствия (в отличие от иных простонародных мытных бань), парение веником приобретает дополнительный смысл. Дело в том, что любители парных бань на то и любители, что любят «погорячее». Но вбежать на 10–20 сек в жаркую до предела баню и тотчас выскочить, не выдержав неимоверного жара, занятие не столь увлекательное. Поэтому любители бани располагаются на полке (лёжа или сидя) с таким расчётом, чтобы телу было тепло, может быть, даже жарко, но терпимо. Затем гонят веником на тело горячий влажный воздух с паром от потолка с таким расчётом, чтобы тепловой поток на тело стал на пределе терпимости. Поскольку веником гонят воздух порциями, тепловые импульсы на тело имеют небольшую продолжительность, заведомо меньшую времени переносимости кожей. Это похоже на то, как любители остренького перчат свою еду.
  Так, если у потолка воздух прогрет до 60°С и имеет максимальную для этой температуры влажность 130 г/м3 (то есть потолок мокрый), то движением веника от потолка вниз можно получить мощный импульс тепла на тело человека. Например, если скорость нисходящего потока воздуха составит величину порядка 1 м/сек, то тепловой поток на тело человека может мгновенно повыситься до 3–4 кВт/м2, что соответствует временам переносимости на уровне 10 сек. Поэтому температура у мокрого потолка русских паровых бань для любительского парения должна быть не ниже 60°С. На практике часто потолок прогревается до ещё более высоких температур 70–90°С, а полки (на уровне колен и груди) – до 50–60°С. В этих условиях тепловые потоки от веника могут стать запредельными для кожи человека, и для того, чтобы не ошпариться, надо крайне внимательно следить за тем, чтобы метеоусловия у потолка не стали бы чрезмерно жёсткими. Контроль метеоусловий обычно осуществляется помахиванием рукой у потолка, лёгкими пробными движениями веника и т. п., как правило, без применения термометров и гигрометров чисто житейскими приёмами
Вася парит  Парение горячим мокрым веником. Выше мы рассмотрели приёмы парения, в которых веник используется как опахало, причём в своих движениях веник может и не касаться тела человека. Ясно, что для этих целей веник может быть любой и его можно заменить любым иным движителем воздуха (вентилятором, феном, полотенцем, простынёй, опахалом и т. п.).

  Припарки. Есть приёмы парения, для которых необходим именно мокрый (лучше распаренный) веник, а также необходимы касания тела веником и воздействия им на тело. Суть приёмов заключается в том, что веник поднимают к горячему потолку, где он прогревается. Затем горячий веник прижимают к тому или иному участку тела человека, используя веник в качестве горячего «утюга» (рис.11.14 Василий парит  и делает припарки).
  Обычно веник при этом настолько горяч, что долго вынести его прикосновение невозможно - чувствуются те же ощущения, что и при контакте кожи с горячей водой, только теперь тепловая нагрузка исходит от горячей воды, располагаемой на венике. Не в силах вынести длительное воздействие горячего веника, любитель бани поднимает его или перемещает на другой участок тела, испытывая удовольствие от прикосновения обжигающего веника и от его отведения. В результате получаются шлепки и постёгивания, не только прогревающие кожу, но и расчёсывающие, «отдирающие» загрязнения с кожи. Шлепок чересчур горячего веника может привести к ошпариванию (ожогу). Так что и здесь очень важно выбрать те метеоусловия, которые не могут нагреть веник до чрезмерных температур.
  В народе придумана масса различных нехитрых «правил» обработки тела веником. Это особая область споров и соглашений в процедуре любительских бань. Об этих «правилах» даже пишут целые книги. У разных знатоков эти правила разные, причём у каждого знатока свои единственно «правильные», «настоящие» и даже «научно обоснованные». Эти «правила» касаются пространственной и временной последовательности прижимов горячего веника к телу (веник «идёт» по телу сверху вниз или снизу вверх, в разбежку двумя вениками от средины или, наоборот, к средине тела и т. п.).   
Спина после банокВажны и силы прижимов (касания, удары, надавливания, шлепки, стегание, в том числе со сдвигом – «с оттяжкой»), и частоты прижимов (накладывание, хлестание, потряхивание, поглаживания, растирание, разминание и т. п.). Чем более горячий веник, тем более разнообразной может быть гамма возможных движений веника, поскольку в основе процедуры лежит непереносимость человеком длительного прикосновения горячего веника, и необходимость поэтому периодического переноса веника на новый участок тела. Азарт и фанатизм приводит к интересным рисункам на теле (рис. 11.14 доп - Спина после парения веником и после банок).
Спина Васи после веников учеников
Ничего страшного, через два дня пройдёт, как и после применения банок.
    Имеется также масса способов изготовления веников, их сушки и хранения (вплоть до использования холодильников), выбора материала (берёза, дуб, крапива и т. д. вплоть до синтетических материалов), методов запаривания, в том числе в различных отварах и т. п.
    Все эти вопросы относятся в народе к важнейшим символическим элементам «банного мастерства». Особую роль они играют в представительских банях, вообще не мыслимых без «демонстрации банного мастерства» хозяином (в гостевых банях) или специально приглашаемым знатоком бани (по найму или в качестве гостя банщиком, тамадой, баджокеем), ведущим банную процедуру.

  В обычных развлекательных банях похлопывания, постёгивания и удары веником служат скорее для удовольствия (и телесного, и морального), а вот в любительских банях веник используется «по-настоящему» – для хлестания и расчёсывания в целях мытья. При этом «моются-парятся» веником все по-разному - по своему разумению, по «правилам» и без «правил», как просит «душа и тело».

Исходным и наиболее технически сложным моментом является нагрев веника. Ясно, что не прогрев как следует веник, нельзя получить парение (нагрев тела) методом касания и прижима. Конечно, веник можно в принципе нагреть даже в горячей воде, и это будет вполне банный приём. Действительно, окунание веника в посуду с горячей водой со встряхиванием и последующим расчёсыванием кожи ударами и скольжениями мокрого веника является не чем иным, как классическим банным приёмом мытья (водной процедурой в малом сосуде при использовании веника в качестве мочалки). Не вызывает сомнения, что такой приём мытья использовался ещё в далёкой древности, причём, вместо веников применяли ветошки и пучки соломы, сено и ветки.
  Нагреть веник в горячем воздухе под потолком сложней, чем в горячей воде. Сразу отметим, что веник можно прогреть воздухом до приличной температуры только методом конденсации паров воды из горячего воздуха. Это значит, что у потолка должны быть созданы экстремальные метеоусловия, отвечающие высокой влажности, много большей хомотермального уровня. Здесь мы только отметим, что в сухом воздухе можно нагреть только сухой веник. Мокрый веник в сухом воздухе не может прогреться из-за охлаждения за счёт испарения воды с листьев (точно так же как и влажный термометр). Поэтому для нагрева веника до температуры 45–50°С требуется нагрев паром (то есть с конденсацией пара) в зоне метеоусловий с температурой по влажному термометру не ниже 50–60°С и абсолютной влажностью заведомо большей 50 г/м3.
  Парение мокрым веником с прижимом к телу методически отличается от обычного хлестания веником, выполняющего роль расчёсывающей мочалки в чёрных банях, хотя и при хлестании неизбежно (но вторично) происходит пропарка тела. Любители бань могут хлестаться и свежим (молодым несмоченным, зелёным несушённым) веником, расчёсывая распаренную потную кожу как мочалкой точно так, как делалось в древних чёрных банях. Бывает и так, что свежим веником не просто хлещут или расчёсывают: веником бьют комлем, растирают кожу (подчас до крови), устраняя зуд и «разминая» тело до костей. Однако сушёный, а потом распаренный веник обладает более высокой прилипчивостью и шершавостью распаренного листа («прилип как банный лист»), что хуже при хлестаниях с целью расчёсывания, но лучше при постёгиваниях с целью парения для нагрева кожи.
  Не является догмой и использование самого веника из веток растений. Для пропаривания «горячими касаниями» вполне подходят полотняные полотенца, шерстяные рукавицы и т. д. Они пропариваются и накладываются на тело. Особенно эффективны они для замены веника при мягком парении, когда терпимое тепло глубоко и приятно проникает вглубь тела. Аналогичным образом воздействуют тёплые воски (озокерит) или грязи в физиотерапии. Совсем близки по идейной сущности к горячим тампонам горячие мраморные (каменные) лежаки (чебеки) в хаммамах, прогрев тёплыми камнями в технологии стоунотерапии («stone» – по-английски «камень»).

  В заключение отметим, что горячее парение мокрым веником (в отличие от иных методов хлестаний и расчёсываний) – это характерная особенность бань с горячим влажным потолком. Если потолок будет даже очень горячим, но сухим (как в СВ саунах), то прогреть можно будет только сухой веник, поскольку в сухом воздухе мокрый веник не может нагреться (по крайней мере, выше температуры по влажному термометру) из за испарения воды с листьев веника (которые, кстати, при пересыхании веника могут осыпаться). Если потолок бани недостаточно горяч или недостаточно влажен, мокрый веник иногда нагревают в горячей струе, исходящей из каменки при поддаче, или просто над раскалёнными камнями, или даже в горячей воде в шайке.
(В разделе использованы цитаты и идеи Хошева Ю.М.)

Начало <   Конец.


.
НАВЕРХ Наверх PostMaster - в письме укажите тему - Бан. остров  т. (495) 305 71 87;  м.8 926 532 7174